- к чертям собачьим
- 1) послать и под.
- <…> А кто будет вмешиваться в мои домашние и семейные дела, того я пошлю к чертям собачьим. А. Чехов, Человек в футляре.
культурологический комментарий: Образ фразеол. восходит к архетипическому, т. е. наиболее древнему, мировосприятию, противопоставляющему "своё - чужое". Компонент фразеол. чёрт соотносится с демоническим кодом культуры, а фразеол. в целом - с пространственным кодом, о чём свидетельствует предлог "к". Чёрт (в народно-религиозных поверьях) - олицетворение зла, враг рода человеческого; нечистый, лукавый. Иногда водяного, редко лешего зовут чёртом. (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. М., 1999. С. 597.) Также чёрт (в народных поверьях) - злой дух, сверхъестественное существо в человеческом образе, с рогами, копытами и хвостом. Во фразеол. реализуется общее экспрессивное и негативное значение, характерное для демонологической лексики (ср. также дьявол, бес, леший и т. п.). Образ фразеол. является реликтом древних верований. Для окультуренного осознания мира важно, что чёрт - "это самостоятельный персонаж, не имеющий ничего общего с дьяволом или Сатаной - с образами, пришедшими в славянскую культуру из библейских текстов вместе с христианством <...>. Чёрт - персонаж собственно славянский <...>, возникший еще до принятия христианства, но потом изменившийся под влиянием христианских представлений о бесе". (Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. М., 2000. С. 438.) Чёрт отличается от других восточнославянских мифологических персонажей тем, что он всегда делает только зло, у него одна задача - как можно быстрее погубить человека, довести его до смерти и завладеть его душой. Поэтому послать человека к чёрту значит обречь его на погибель. По верованиям восточных и западных славян, черти водятся в "нечистых" местах - на болотах. ср. русские поговорки Было бы болото, а черти будут; В тихом болоте (омуте) черти водятся; Вольно чёрту в своём болоте орать; украинскую пословицу Сидит як чорт на грошах в болоти. (Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 62.) фразеол. в целом выполняет роль стереотипного проклятия-отсыла. Варианты к чёртовой матери <бабушке> и к чертям собачьим восходят к древним верованиям в нечистую силу. В последнем варианте прилагательное собачьи усиливает экспрессию (ср. религиозные представления евреев и мусульман, в соответствии с которыми собака - нечистое животное). В некоторых славянских языках (в т. ч. в русском) пёс может замещать чёрта; ср. Пёс (чёрт) его знает.-
Прогони ты его к чертям собачьим: он всё время мешает тебе. (Реч.) - Меня ребята совсем запилили. Грозятся в партизаны уйти. Около сотни заявлений лежит. А я и сам к чертям собачьим уйду от этой окопной работы. Б. Бычевский, Город-фронт.2) пойти, лететь- Что это за жизнь? Пусть она идёт к чертям собачьим: люди жить хотят, а не выживать... (Реч.)
культурологический комментарий: Чёрт (в народных поверьях) - злой дух, олицетворение абсолютного зла. Он не способен к созиданию, он совершает только зло и несёт разрушение. Это в данном случае явилось мотивирующим стимулом к появлению у фразеол. описанного значения. Во фразеол. реализуется общее экспрессивное и негативное значение, характерное для демонологической лексики (ср. также дьявол, бес, леший и т. п.). Образ фразеол. - реликт древних верований. Варианты к чёртовой матери <бабушке> и к чертям собачьим являются производными от описываемого фразеол. см. комментарий к фразеол. К ЧЁРТУ 1..Жили в общем неплохо, работали, мечтали о будущем, детей растили, а вот пришла война и полетело всё к чертям собачьим. Комсомольская правда, 2000.
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. Е.Н. Телия. 2006.